Логотип Российского гуманитарного журнала
Логотип издательства Социально-гуманитарное знание
ISSN 2305-8420 (Print)
ISSN 2312-6442 (Online)

Гусейнова Зивар Махмудовна

Гусейнова Зивар Махмудовна - известный специалист в области древнерусской и классической русской музыки, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой Истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, главный редактор журнала «MUSICUS», член редколлегии журналов «OPERA MUSICOLOGICA» и «Вестник Башкирского университета».

Родилась 25 февраля 1951 года в Ашхабаде. Окончила теоретико- композиторский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Ленинградская государственная консерватория, 1975), ученица проф. М. В. Бражникова. Педагогическую деятельность начала в 1975 году в Туркменском государственном педагогическом институте искусств в г. Ашхабаде. После окончания аспирантуры СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова в 1982 защитила кандидатскую диссертацию «Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности 11-14 вв. (к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации)». В 1995 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему ««Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века». В Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсаковаработает с 1983 года, в том числе проректором по научной работе в 2008-2011 гг. В настоящее время З. М. Гусейнова является заведующей кафедрой Истории русской музыки.

Под руководством проф. З. М. Гусейновой защищены одна докторская и восемь кандидатских диссертаций. Автор около 100 научных и учебных публикаций.

Область научных интересов: древнерусская музыка, русская классическая музыка, текстология, источниковедение.

Монографии и учебные пособия:

1. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. Монография. - СПб.: изд. СПбГК, 1995. - 226 с.

2. Знаки древнерусской нотации. Справочник. - СПб.: изд СПбГК, 1999.- 21 с.

3. Русские музыкальные азбуки 15-16 веков. Учебное пособие.- СПб.: изд. СПбГК, 1999.- 146 с.

Основные публикации:

1. Знаменный распев: закономерности интонационного воплощения//Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В.П. Бобровского / Научные труды МГК. Сборник 64. Ред.-сост. Скурко Е.Р., Е.И. Чигарева. - М.: изд. МГК, 2009. - С. 194-200.

2. Древнерусские распевы: многообразие музыкальных интерпретаций// Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Материалы международной научно-практической конференции. 10-12 декабря 2009 г. Часть 2. Ред.-сост. М.В. Воротной. СПБ.:изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 47-52.

3. Письма Н. Н. Римской-Корсаковой к детям (по письмам к М. Н. Римскому-Корсакову)//Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы Международной музыковедческой конференции. Сост. Л.О. Адэр. - СПб.: изд. СПбГМТМИ, 2010. - С. 6-11.

4. Октоих в рукописи Елисея Вологжанина//Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. - СПб.:изд. Политехн. ун-та, 2010. - С. 22-28.

5. Знаменная нотация XVвека//Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. - СПб.:изд. Политехн. ун-та, 2010. - С. 67-77.

6. М.О. Штейнберг: первый год в Ташкенте //Operamusicologica 2011, № 1(7). - С. 24-39.

7. «Парад на Царицыном лугу» Г.Г. Чернецова: галерея музыкальных деятелей 1830-х годов//Вестник Башкирского университета. 2011 № 2, том 16. - С. 391-396.

8. Певческие «соборнички» первой половины XVII века //Гимнология. Вып. 6. Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. Сост. И.Е. Лозовая. - М.: изд. МГК, 2011.- С. 249-262.

9. Музыкальное оформление мейерхольдовской постановки «Ревизора»//Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Ч. II. - СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.- C. 26-33.

10. Музыкально-теоретические руководства в рукописях Троице- Сергиевой Лавры// TheorieundGeschichtederMonodie. Band 3. - Brno, 2011. - P. 117-128.

11. Глюк и Пиччини, зачеркнутые Римским-Корсаковым //Музыка: задуманное, забытое, возвращенное... Сб. научных статей / Сост. и отв. ред. З.М. Гусейнова, Г.А. Некрасова. -СПб.: изд. Политехн. ун-та, 2012. - С. 176-193.

12. Die Theotokia und Kreuzteotokia aus den Menaionbuchern als Gesangszyklus // Theorie und Geschicte der Monodie. Band 6. - Brno, 2012.- P. 197-219.